31 мая в 16.00 в ГМИИ РТ (главное здание, К.Маркса, 64) откроется выставка древнерусской живописи XVI-XIX вв. из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан «Под сенью Святой Троицы». Онапосвящена иконостасному комплексу древнейшей на территории Татарстана деревянной Троицкой церкви Свияжска и приурочена к 460-летию ее освящения.
В экспозиции представлено более 90 уникальных произведений древнерусского искусства XVI-XIX вв., иллюстрирующих развитие русской иконописи этого периода.
Деревянная Троицкая церковь самое древнее сооружение в Свияжске. Она была заложена монахами Троице — Сергиева монастыря, прибывшими вместе с полками князя Петра Серебреного в 1551 г. На сегодняшний день это единственная деревянная постройка, сохранившаяся от былой Свияжской крепости. Именно в этой церкви был освящен город и первый монастырь. Церковь выполнена из дерева лиственницы. Сруб здания был заготовлен зимой 1550 г. в лесах вотчины князей Ушатых под Угличем. В разобранном виде весной того же года Троицкая церковь в числе других сооружений, заготовленных таким же образом и доставленных по Волге, была собрана на месте в мае 1551 года. Строительство осуществлялось под руководством дьяка И.Г.Выродкова.
В первоначальном виде Троицкая церковь имела световое шатровое завершие, по стенам имелись лишь волоковые окна, дающие мало света.
В 1764 г. Троице-Сергиев монастырь был закрыт, церкви Троицкая и Сергиевская превращены в приходские. В 1795 г. на территорию былого монастыря перемещается ранее сгоревший женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основные внешние перестройки церкви связаны с деятельностью нового монастыря и относятся в основном к 20-м годам XIX века. В это время шатровое завершиезаменяется на восьмискатную крышу с барабаном и луковичной главкой. Обходная галерея вокруг церкви была разобрана, но с трех сторон были пристроены крыльца. Церковь была обшита тесом и поставлена на каменный цоколь.
Троицкая церковь Свияжска это не только уникальный памятник деревянного зодчества XVI века. Это еще и своеобразная Свияжская ризница сохранившая в себе многие разновременные произведения иконописи, происходящие из разрушенных церквей или созданные уже в период Нового Времени (XVIII-XIX вв.).
Время прошедшее со времени ее поставления неизбежно должно было отразиться и на составе иконостаса, и на внутреннем интерьере церкви. Не дошли до нашего времени древние северные и южные алтарные двери (Царские Врата).
Организаторы выставки сочли возможным включить в экспозицию и некоторые копийные произведения современных иконописцев с древних икон иконостаса, предназначавшихся для реконструкции интерьера церкви.
Пресс-служба Министерства культуры РТ
при содействии пресс-службы ГМИИ РТ
Добавить в избранное
Отправить ссылку другу
Copyright © FamKazan.Ru |